Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
"Большекетская средняя школа" 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Сведения об ОО
Деятельность
Категории
ШМО учителей начальных классов [20]
ШМО учителей математики, информатики [14]
ШМО учителей русского языка и литературы [16]
ШМО учителей естествознания [2]
МО классных руководителей [20]
Для всех
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Расписание погоды
Кетский
Наш адрес

Адрес:
  663125, Красноярский край
Пировский район
поселок Кетский
ул.Центральная 37
Телефон: 8(39166)21-251
E-mail:     bks41@mail.ru

Главная » Материалы » Методическая копилка » ШМО учителей русского языка и литературы

Нравственное воспитание школьников на уроках литературы (при изучении рассказа А.П. Чехова «О Любви»).
[ Скачать с сервера (55.5 Kb) ] 16.09.2014, 11:18
Нравственное воспитание школьников на уроках литературы (при изучении рассказа А.П. Чехова «О Любви»).

Мальцева Я. А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Большекетская средняя общеобразовательная школа»

Литература как нетленное идейно-эстетическое богатство, как определенная художественная норма изображения действительности заключается не только и даже не столько в усвоении приемов мастерства, она связана прежде всего с накоплением, закреплением и развитием духовно - нравственных ценностей. Поэтому для учителя русского языка и литературы в преподавании предмета проблема духовно-нравственного воспитания является определяющей. «Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству»[4, с.7].
В последнее время приоритет общечеловеческих ценностей находят в гуманистическом идеале А. П. Чехова. С его именем связывают наиболее привлекательные идеалы современности, поиски правды, душевной чистоты, доброты, сострадания к людям, пафос служения человеку и человечности. По замечанию М. Пришвина «Чехов своим искусством давал нам образцы поведения»[5, с.12]. В 1953 г. К. Федин занес в свой дневник: « Читаю Чехова… за сорок четыре года он сделал так много и вобрал в себя такое обилие душевных богатств, что кажется – он прожил жизнь Вольтера. Я почти всегда испытываю перед ним стыд. Я не чувствую себя виноватым, но мне неловко. Я какой-то полунастоящий под ним, либо вовсе ненастоящий, может быть, не «я», а «мы»[5, с.12].
Школьники знакомятся с произведениями А.П. Чехова, начиная с начальной школы. В старших классах изучается его драматургическое творчество и рассказы позднего периода. Так, в восьмом классе по программе Коровиной В. Я. ученики знакомятся с рассказом А. П. Чехова «О любви». В восьмом классе обучаются дети подросткового возраста. По мнению психологов, отрочество – это пора духовного и физического расцвета, когда особенно интенсивно формируется мировоззрение, складывается система взглядов, убеждений. Нередко именно в этом возрасте приходит первое чувство любви. В. С. Мухина говорит, что первые чувства оказывают на юную душу столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства и предмет сердечной склонности, давно растворившейся в реальной жизни[3, с.376]. Нередки случаи, когда произведение для подростка служит толчком для выражения собственных мыслей и чувств. По мнению Л. И Божовича подростки стремятся познать этот внешний мир в целях нахождения в нем своего места, а также для того, чтобы получить опору для формирующихся у них взглядов [2, с.131].
Весьма многогранный комплекс чувств и раздумий, отразил Чехов в рассказе «О любви», который в свою очередь, может послужить богатым материалом для глубоких размышлений над жизнью, сложной и противоречивой, над личным счастьем человека, которое возможно только тогда, если в жизни человека есть любовь.
Рассказ «О любви» был впервые опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль». Раннее этим же годом и в этом же журнале было опубликовано еще два рассказа: «Человек в футляре» и «Крыжовник». Эти три рассказа составляют «маленькую трилогию». Это был единственный случай в практике писателя, когда рассказы композиционно объединялись одними и теми же героями, но в то же время каждый из них являлся как бы вполне самостоятельным произведением. Поэтому очень важно, чтобы ученики при подготовке к этому уроку, обратили внимание и на эти произведения, которые они изучали в предыдущие годы, так как и образы и сквозные мотивы будут повторяться, дабы у учеников сложилось целостное представление об этом произведении.
Перед тем как перейти собственно к изучению рассказа, лучше всего начать с обсуждения эпиграфа к уроку, которым может стать высказывание самого А.П. Чехова о любви: «Любовь, или это остаток чего-то вырождающегося, бывшего когда-то громадным, или же это часть, что в будущем разовьется в нечто громадное, в настоящем же оно не удовлетворяет, дает гораздо меньше, чем ждешь»[1, с.119]. Вопрос по эпиграфу должен вызвать у учеников интерес к теме урока: почему А. П. Чехов считает, что у любви может быть только два пути либо она вырождается, либо она переходит в нечто громадное, и что он понимал под вырождающейся любовью и громадной.
Анализ композиции рассказа, то есть обращение к его внешней структуре позволит понять идейный замысел автора, так как архитектоника этого произведения своеобразна: рассказ имеет обрамление, в центре которого рассказ о любви Алёхина. Обрамление рассказываемой истории не вступает в противоречие с общей эстетической ситуацией произведения. Из обрамления читатель узнаёт о странной любви служанки Пелагеи и повара Никанова: красавица Пелагея влюблена в Никанора – «человека среднего роста, с пухлым лицом и маленькими глазами, бритый, и казалось, что усы у него были не бриты, а выщипаны»[6, с.345]. Этот жизненный парадокс наталкивает Алехина на размышление о том, как зарождается любовь: «…почему Пелагея не полюбила кого-то другого, более подходящего к ней по ее душевным и внешним качествам, а полюбила именно Никанору, этого мурло». Подводя итог своим размышлениям, он заключает: «в любви важны вопросы личного счастья…»[6, с.346]. Очень важно остановиться на этом этапе работы, чтобы ученики смогли понять, почему Алехин приходит именно к такому выводу. Важно направить учеников на то, чтобы они пришли к выводу: любовь не может апеллировать такими понятиями как разум и рациональность. Любовь не может иметь логического объяснения, она, предполагает в первую очередь наличие личного счастья.
Далее важно обратить внимание на размышление главного героя: «Обыкновенно любовь поэтизируют, украшают ее розами, соловьями, мы же русские украшаем нашу любовь этими роковыми вопросами, и притом выбираем из них самые неинтересные» [5, с.346]. Ученикам можно адресовать вопрос: что подразумевает Алехин, когда говорит о том, что любовь несет в себе роковые вопросы? Необходимо акцентировать внимание на том, что под роковыми вопросами в данном случае подразумеваются различного рода сомнения по поводу счастливого исхода тех или иных отношений.
Композиционно после размышления о странностях любви следует подробное повествование о том, как Алёхин оказался в древне и описание его будничной жизни. Эта часть значима для понимания личности и характера главного героя, а также концептуально значима в идейном содержании рассказа. Алёхин живёт в Софьино и занимается сельским хозяйством, хотя, как он говорит сам, «по воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник», работает «не без некоторого отвращения». Ему чуждо занятие сельским хозяйством, однако для Алёхина – это вопрос чести: отец его задолжал, но так как это произошло отчасти от того, что многое тратилось на его образование, то он вынужден, по его мнению, был заниматься имением, чтобы расплатиться с долгами.
Какую угрозу видит Чехов, в том что его герой остался в Софьино и погряз в бытовых проблемах?
Здесь важно дать понять ученикам, что Алехин изначально выбрал неправильный свой жизненный путь, когда решил остаться в Софьино, ведь у него была возможность продать имение и заниматься своей, как он выражается «кабинетной деятельностью», но он посчитал что долг перед отцом превыше всего. Алехин видимо не осознал того, что отец отправил его учиться не для того, чтобы он вернулся в свое село и занимался сельским хозяйством, не для того он влез в долги, чтобы участь сына была такой несчастливой. В этом и заключается его драма, что он всегда рабски подчиняется обстоятельствам и никогда не руководствуется своим личным желаниями. В устах Алехина ссылка на то, что он обыкновенный человек, является робким самоопределением собственного безволия и нерешительности. Но Чехов не оправдывает героя, он старается подчеркнуть, что Алехин по своим личным качествам вполне мог стать этим необыкновенным человеком, если бы не его суета в имении и утрата в результате этого интеллигентности, если бы… иными словами, не его «футлярная жизнь».
Также и в отношениях любви, он боится сделать шаг вперед, боится что-то нарушить в своей жизни, боится отойти от стереотипов поведения.
Начиная говорить о взаимоотношениях Алехина и Анны Алексеевны, важно будет вместе с учениками обратить внимание на психологию их любви, проследить как раскрываются их чувства, какое развитие получает их любовь.
Проблемный вопрос: «Что нравственней: открыть свои чувства или скрыть их?» должен натолкнуть учеников на проблему нравственного выбора, которая является определяющей в поведении героев.
При обсуждении этого вопроса лучше всего апеллировать к тексту, а именно к монологу Алехина «Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим. Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал…к чему может привести наша любовь, если у нас не хватает сил бороться с нее; мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг оборвет счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома…Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь. Если б я, например, боролся за освобождение родины или был знаменитым ученым…» [5, с.350].
При обсуждении этого вопроса могут возникнуть весьма противоречивые точки зрения, но, чтобы не было резкого столкновения мнений, учителю нужно подвести учеников к тому, что герои не открыли своих чувств, так как в первую очередь, они боялись оступиться от соблюдения приличий, общественной морали. В тогдашних общественных условиях женщине, уйти от нелюбимого мужа было чрезвычайно сложно. Л.Толстой со свойственной ему категоричностью писал, что надо добиваться того, чтобы «нарушенное обещание верности, даваемое в браке, казнилось бы общественным мнением по крайне мере так же, как казнятся им нарушения денежных обязательств и торговые обманы…»[4, с.50]. Герои, размышляли о тех последствиях, которые их могут постигнуть, если они дадут волю своим чувствам и желаниям, поэтому, долг перед семьей они поставили превыше любви, а разум превыше чувства.
Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить». Общей для обоих героев оказывается жизненная позиция уединенного существования.
Алехин и Анна Алексеевна о главном молчат между собой, «рассуждают» уединено, «думая каждый о своем, что и порождает драматическую коллизию их жизни: «…нам нельзя друг без друга. Но, по какому - то странному недоразумению, выйдя из театра, мы всякий раз прощались и расходились, как чужие» [6, с.351]. Символичен финал этой любовной истории: герой и героиня после объяснения едут в соседних купе, оплакивая не общее горе двух обездоленных «я», а каждый – свое собственное.
Таким образом, завершая разговор о рассказе А.П. Чехова, можно сделать вывод о том, что причина несчастной любви героев в том, что они «живут врозь, каждый целиком поглощён своею жизнью», как писал Л. Шестов о героях Чехова. Такова чеховская картина человеческих отношений, но не их авторская норма.


Литература
1. Колосова, Н. Последняя страница моей жизни / Н. Колосова // Я встретил вас. – М.: Московский рабочий, 1983. – С.328 - 335
2. Методика преподавания литературы: учебн. для студентов пед. институтов по спец. «рус. яз. и лит.» / под ред. З.Я Рез. – М.: Просвещение 1985.- 384 с.
3.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебн. для студентов вузов / В. С. Мухина. – 6 изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 456с.
4. Мысли и афоризмы / сост. П. Ландесман, Ю. Согомонов. – Баку: Айзербайджанское государственное издательство, 1962. – 264с.
5. Огнев, А. В. Чехов и современная русская проза /А.В. Огнев. – Тверский государственный университет, 1994. – 172 с.
6. Чехов, А. П. Избранные сочинения. М.: Наука, 1988. – 639 с.
Категория: ШМО учителей русского языка и литературы | Добавил: kiki10j
Просмотров: 934 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ВШСОКО
Доступная среда
75-летие Победы
ГИА
Телефон доверия
Форма входа
Ссылки
  • Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов
  • КИПК
  • РОО Пировского района
  • Всё для учителей
  • Все сказки мира. Бесплатно
  • Горячая линия
    Поиск
    Наш опрос
    Нравится ли вам наша школа?
    Всего ответов: 61
    Школы района
  • Пировская СОШ
  • Кириковская ООШ
  • Троицкая СОШ
  • Комаровская ООШ
  • Икшурминская СОШ
  • Чайдинская ООШ
  • Алтатская ООШ
  • Бушуйская ООШ
  • Солоухинская ООШ
  • БКСШ 2020Бесплатный конструктор сайтов - uCoz